Баланс масс, который способствует максимальному выражению свободы композиции,
несет в себе главное условие организации формы. Пауль Клее в своей работе
"Сцены в аптеке" развивает идею, что линия подразумевает средство, тон
обозначает вес, а цвет - качество. Характер совокупности обусловлен жизнью и
напряжением. Из всего вышесказанного вытекает, что мы рассматривали
композицию вместо "анализа форм". Тем не менее не следует забывать, что все
это есть путь к последующему анализу, поскольку мы оперируем дедуктивным
методом в своем стремлении определить "структурное единство" формы. Для
завершения этого структурного анализа остается выяснить суть симметрии и
асимметрии.
Симметрия располагает к строгости, отдыху, спокойствию, классицизму, силе; асимметрия же – к слабости, движению, динамизму, "жизни", свободе как в общем характере, так и в элементах. Симметричные формы определяются как "важные", "представительные". Асимметричные же предполагают понятный уровень "приятности".